Питайтесь мясом птиц

Группа ученых из Университета штата Невада (США) проанализировали эволюционную историю гена CMAH, от активности которого зависит синтез N-гликолилнейраминовой кислоты (Neu5Gc). Люди утратили этот ген в процессе эволюции около двух миллионов лет тому назад,

поэтому в их организме Neu5Gc отсутствует. Когда человек потребляет мясо животных, у которых ген CMAH активен, иммунная система реагирует на Neu5Gc как на чужеродную субстанцию, что приводит к хроническому воспалению и развитию злокачественных опухолей.

Основным источником Neu5Gc в рационе является красное мясо (говядина, свинина, баранина), а также (в меньшей степени) молочные продукты и мясо некоторых видов рыбы. Связь между потреблением красного мяса и развитием рака ранее уже была доказана многочисленными исследованиями. У птиц, как и у человека, ген CMAH отсутствует, поэтому их мясо совершенно безопасно.

Авторы исследования, результаты которого были опубликованы в журнале «Genome Biology and Evolution», изучили геномы различных живых существ, в том числе 322 генома вторичноротых, на предмет наличия или отсутствия активного гена CMAH. К вторичноротым относятся в том числе и позвоночные (млекопитающие, рыбы, птицы), а значит, и человек. Полученные данные затем сравнили с эволюционным деревом, чтобы разобраться, на каком этапе эволюции ген был утрачен.

Активный ген CMAH был обнаружен у нескольких бактерий, морских водорослей, и у 184 представителей вторичноротых. Исследователи подтвердили, что ген CMAH отсутствует у птиц, а также у всех рептилий, кроме одного вида ящериц. «Это открытие было неожиданным, так как до сих пор считалось, что ген был утрачен еще у предка всех рептилий и птиц», – отмечают ученые.

Что касается рыб, то большинство видов безопасны для людей, несмотря на то, что ген CMAH отсутствует не у всех. Но даже у разновидностей рыб с активным геном, которых сравнительно немного, в мясе присутствует очень небольшая концентрация Neu5Gc. Чего нельзя сказать об икре такой рыбы – там концентрация токсичной для человека субстанции оказалась гораздо выше. Это связано с тем, что активность гена проявляется в основном в яйцах и яйцеводах, объясняют исследователи.

Они рассчитывают, что дальнейшее изучение эволюционной истории гена CMAH поможет в выработке рекомендаций по питанию.

По материалам health.mail.ru