Показать меню

Лучшие ударные вертолёты мира (ФОТО)

Лучшие ударные вертолёты мира (ФОТО)

В начале 1950-х после окончания Корейской войны стало ясно, что современная армия немыслима без узкоспециализированных вертолетов с максимальными ударными возможностями, действующих над полем боя.

«Дедушкой» всех современных ударных вертолетов стал Bell-209, получивший армейское обозначение AH-1 Huey Cobra. В 1960 году американское оборонное ведомство поставило задачу создания специализированной «вертушки» огневой поддержки: с двумя членами экипажа (пилот и оператор вооружения), повышенной скоростью полета, по сравнению с обычными вертолетами, и укомплектованного пулеметами и неуправляемыми ракетами.

Благодаря широкому использованию узлов и агрегатов от многоцелевого вертолета UH-1, фирма Bell уже к 1965 году разработала ударный AH-1, который в июне 1967 года начал поступать на вооружение и в том же году отправился во Вьетнам.

Именно вьетнамская война показала незаменимость ударных вертолетов при решении многих задач, с которыми не справились бы многоцелевые машины. Благодаря бронированию кабины экипажа и жизненно важных узлов AH-1 мог действовать непосредственно над полем боя, не опасаясь огня стрелкового оружия.

При этом он сам мог наносить точечные удары, что не в состоянии были делать штурмовики и бомбардировщики.

Со временем появилось множество модификаций AH-1. Помимо армии он был призван служить на флот и до сих пор остается на вооружении многих стран. Несмотря на то, что основным ударным вертолетом армии США уже долгие годы является AH-64 Apache, наиболее совершенная модификация AH-1 — Viper, до сих пор несет службу в Корпусе морской пехоты.

Ответный удар

Использование американцами ударных вертолетов во Вьетнаме тщательно изучалось советскими специалистами. Новому типу винтокрылых машин и тактике их применения была дана высокая оценка, однако в СССР было свое видение.

Наша «вертушка» должна была стать не только ударной, но и транспортной: своего рода, летающей БМП, способной не только нанести противнику огневое поражение, но и высадить десант.

В 1968 году началась работа по созданию вертолета Ми-24 (заводской индекс В-24), который, как и его американский оппонент AH-1 Huey Cobra, позаимствовал множество узлов и агрегатов у своего ближайшего родственника — Ми-8. Советские конструкторы изначально разрабатывали вертолет двухдвигательным, в то время как AH-1 несколько лет выпускался с одним мотором, что отрицательно сказывалось на его живучести.

Первые Ми-24, принятые на вооружение в 1971 году, имели не самую удачную кабину, в которой пилот и оператор вооружения сидели вместе.

Американский опыт почему-то не был учтен, и вскоре вертолет пришлось модернизировать, рассадив пилота и оператора в отдельные кабины.

Летательный аппарат имел огромное количество модификаций и поставлялся во множество стран — как союзников СССР, так и входивших в орбиту его влияния. Немало пришлось ему повоевать и на территории бывшего Советского Союза. В настоящее время Ми-24 является вторым по численности ударным вертолетом в мире и до сих пор является основным вертолетом огневой поддержки российской армии.

Живая легенда

Несмотря на удовлетворительные характеристики AH-1 и возможности по его дальнейшей модернизации, американским военным в начале 1970-х годов стало ясно, что ударный вертолет должен обладать рядом качеств, которые не имел AH-1, и вряд ли последнему помогла бы даже очень серьезная модернизация.

В соответствии с программой Advanced Attack Helicopter, к перспективному вертолету выдвигались следующие требования: улучшенное бронирование кабины и ключевых узлов, размещение носовой 30-мм пушки на подвижной турели, разнесенные по бокам фюзеляжа двигатели, улучшенное навигационное оборудование, уменьшение инфракрасного излучения и уровня шума.

В результате проведенных в 1975–1976 годах испытаний, на вооружение был принят ударный вертолет AH-64 Apache фирмы Hughes, показавший лучшие характеристики, чем конкурент AH-63 фирмы Bell. Последний являлся, по сути, переосмыслением AH-1, в то время как AH-64 был принципиально новой разработкой, ставшей своего рода «классикой» вертолета огневой поддержки.

Все появившиеся после AH-64 ударные вертолеты в той или иной мере создавались с явной оглядкой на него. AH-64 оказался очень удачной машиной, и даже сегодня, спустя более сорока лет с момента своего рождения, он является одним из лучших ударных вертолетов в мире. А может и лучшим. Во всяком случае, спрос на него остается стабильно высоким, чему способствовал модернизационный потенциал и успешная боевая карьера.

А повоевать Apache на своем веку пришлось немало: начиная со знаменитой операции «Буря в пустыне», до многочисленных последующих локальных конфликтов. AH-64 состоит на вооружении 16 стран мира, и в некоторых из них налажено его лицензионное производство.

И снова наши

Прямым конкурентом AH-64 ещё тридцать лет назад должен был стать советский ударный вертолет Ми-28. Но из-за развала СССР и последовавших затем экономических трудностей, принятие Ми-28 на вооружение сильно затянулось. Впервые поднявшись в воздух в 1982 году, вертолет был призван в ряды вооруженных сил только в 2009 году, а впервые принять участие в боевых действиях ему пришлось спустя шесть лет в Сирии.

В отличие от Ми-24, вертолет имеет меньшую заметность, более прост в обслуживании, лучше бронирован и вооружен, может действовать в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах. Высаживать и эвакуировать десант, как Ми-24, он не может, но, как показала история военных конфликтов последних лет, эта особенность ударному вертолету ни к чему.

Ни одна страна в мире, кроме СССР, не создавала специализированных ударно-транспортных вертолетов и, по-видимому, создавать не будет.

Впрочем, конструкторы все же предусмотрели небольшой отсек в задней части Ми-28, где могут разместиться два человека. Ещё одна особенность этой машины — возможность спасения экипажа на высоте более сотни метров с помощью парашютов.

В случае возникновения аварийной ситуации, двери обеих кабин автоматически отстреливаются, надуваются специальные подушки, защищающие экипаж от контакта с шасси, после чего производится эвакуация из вертолета. В настоящее время Ми-28 состоит на вооружении России, Ирака и Алжира, а вот индийский тендер он проиграл, во многом из-за несовершенной на тот момент электроники и пилотажно-навигационной системы.

Не имеющим аналогов в мире является российский вертолет Ка-52 «Аллигатор». Эта уникальная машина стала дальнейшим развитием вертолета Ка-50 «Черная акула», с которым она унифицирована на 85%.

Ка-52 является вторым в мире (после Ка-50) ударным вертолетом соосной схемы, благодаря которой он обладает очень высокой маневренностью: опытная эксплуатация предшественника во время второй чеченской войны показала значительное преимущество этой модели над другими вертолетами в горной местности.

Ещё одной особенностью Ка-52 являются катапультные кресла экипажа, позволяющие пилоту и оператору вооружения катапультироваться на любой высоте, включая сверхмалую.

Также он является единственным в мире ударным вертолетом, где экипаж расположен не по тандемной схеме, а сидит рядом в единой кабине. Пилот и оператор могут взаимозаменять друг друга в случае невозможности выполнения своих обязанностей одним из членов экипажа — вертолет имеет дублированную систему управления полетом и ведением огня.

Первый полет Ка-52 совершил в 1997 году, а на вооружение был принят в 2011 году. Через пять лет он и его палубная модификация Ка-52К приняли участие в боевых действиях в Сирии.

Последняя разрабатывалась для так и не вступивших в состав российского ВМФ вертолетоносцев типа «Мистраль», и, в отличие от своего сухопутного собрата, имеет складывающиеся лопасти винтов, улучшенную антикоррозийную защиту и более мощное вооружение с новой радиолокационной станцией.

Если называть вещи своими именами, то Ка-52К — это уже не ударный вертолет в привычном понимании слова, а вертолет с возможностями самолета-штурмовика. Другого такого вертолета в мире на данный момент нет. Помимо России, Ка-52 также принят на вооружении в Египте. В стране фараонов он, наконец, воссоединился с вертолетоносцами «Мистраль», для эксплуатации на которых и создавался.

Автор: Ольга Иванова По материалам: rusvesna
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
В реальном времени Илья Яббаров и Рита Ларченко снова вместе21:00Ким Кардашьян примерила «костюм змеи»21:00Анатолий Вассерман предложил проверить Александра Друзя и Илью Бера на детекторе лжи21:00Поп-певец Тима Белорусских стал отцом в 16 лет21:00Почему школы Екатеринбурга не справляются с притоком первоклассников20:54«Я не буду снимать трусы!» - Лолита обрушилась на Пенсионный фонд, взбешенная нищенской пенсией20:00В Петровске планируется построить завод по производству пластмассовых изделий19:52В штабе Порошенко прокомментировали схожесть его предвыборной рекламы и агитации Путина (ФОТО)19:26Экс-участница «Дом-2» Екатерина Колисниченко ждет ребенка18:52Диетологи назвали лучшие продукты для повышения уровня гемоглобина17:28В Москве расстреляли индийского миллионера16:26Карта протестной активности Москвы и Московской области 8–14 февраля16:01«Воздушный отель» от Airbus оказался слишком шикарным и невыгодным15:26Лукашенко предпочёл Путина Мюнхену и Порошенко14:00За снежной стихией на Петербург идет водяная13:52Певица Лолита возмущена размером своей пенсии13:26В Москве умер народный артист РФ Сергей Захаров12:26«Арсенал» проиграл «БАТЭ» в гостях, пропустив «английский» гол12:01Эксперты рассказали, как по запаху выхлопных газов определить скорую поломку двигателя11:52Вероника Скворцова рассказала, когда в России перестанут пить и что для этого надо сделать11:00