Почему выпадают зубные пломбы

Риск повторных визитов к стоматологу, как выяснилось, есть даже при использовании современных материалов. Результаты исследования команды ученых из США и Бразилии опубликованы в журнале Frontiers in Medicine.

Исследователи попытались сравнить, являются ли зубные пломбы, сделанные из современных композитных пластмасс, более устойчивыми к выпадению, чем пломбы из амальгамы (сплава ртути, традиционно применявшегося для пломбирования зубов на протяжении более чем 150 лет).

Для этого ученые проанализировали данные пяти тысяч пациентов, собиравшиеся на протяжении десяти лет. Состояние поставленных им пломб проверялось спустя год, два и пять лет после установки. В общей сложности речь шла о более чем шести тысячах амальгамовых и двух с половиной тысячах композитных пломб. Исследователи также собрали информацию об образе жизни пациентов, наличии вредных привычек, и взяли образцы их ДНК, чтобы оценить генетический вклад в риск выпадения пломб.

Анализ показал, что разницы в частоте выпадения пломб из композитных материалов и амальгамы практически нет. В то же время спустя два года после процедуры пломбы, вне зависимости от состава пломбировочного материала, чаще выпадали у пациентов обоих полов, употреблявших алкоголь. Кроме того, пломбы хуже держались в зубах у курящих мужчин.

Еще одним фактором риска выпадения пломб оказались гены – ученые обнаружили, что у пациентов, чаще других лишавшихся пломб, присутствует точечная мутация в гене MMP2, кодирующем один из ферментов зубной эмали. Исследователи предположили, что это приводит к ослаблению связей между пломбировочным материалом и поверхностью зуба, тем самым повышая риск выпадения пломбы. Хотя такая связь еще требует доказательств, ученые предполагают, что в будущем стоматологам придется учитывать индивидуальные генетические особенности пациентов, подбирая им персонализированные методы лечения зубов.

Автор: Алла Сергеева По материалам: province